Language Situation in Modern Russian

Yu.N Karaulov, Московский государственный лингвистический университет

Если мысленно представить себе лингвистическую карту России, на которой обозначены границы компактно проживающих  этносов, то сразу выделяются четыре зоны наибольшего лингворазнообразия, четыре зоны концентрации наибольшего числа генетически и типологически разноструктурных языков – Дагестан, с его 32 национальными языками коренных народов; Сибирь (включая районы крайнего Севера), на просторах которой функционируют более 40 языков разных семей и групп (30 коренных); Северный Кавказ, в пределах которого распространены языки более 20 этносов (15 коренных) и Дальний Восток, народы которого говорят на 20 языках. Остальные языки рассредоточены в европейском ареале России. Независимо от принадлежности "большим" народам или малочисленным  национальностям все языки в юридическом, политическом, психологическом, этнокультурном смысле обладают равными правами, которые гарантированы Конституцией РФ.

Однако в функциональном отношении языки народов РФ характеризуются неодинаковыми возможностями, поскольку (при относительной эквивалентности их внутриструктурного устройства) они обладают разными внешними системами. Картину языковой жизни России, или современную языковую ситуацию, можно представить, выделив типы внешних систем языков и проанализировав их по двум параметрам – по коммуникативным ресурсам каждого языка, или базовым потребностям,  и по полноте выполняемых им функций.

Энергетическая потребность обеспечивается такими источниками "подпитки" энергии существования и развития языка: постоянно звучащая обиходно-разговорная речь; наличие письменности и использование других (помимо говорения и слушания) видов речевой деятельности (чтение и письмо); литературная форма существования языка; наличие/отсутствие фиксированной письменной истории языка; степень готовности языка выполнять социальные функции разной сложности – от обслуживания обиходно-разговорной, литературно-художественной, официально-деловой,  газетно-публицистической и образовательно-научной сфер до функционирования языка в межнациональном и межгосударственном общении. Все языки располагаются на этой энергетической  "шкале", образуя семь типов коммуникативных ресурсов и обнаруживая –  по мере роста  и усложнения функций – прямопропорциональную зависимость от числа носителей языка-культуры.

Транспортный коммуникативный ресурс в жизни языка предполагает существование средств его распространения, его трансляции в пространстве и времени. К ним относятся прежде всего СМИ, включая Интернет, а также книгопечатание и переводческая деятельность.

Базовая потребность в безопасности, в сохранении и воспроизводстве языка реализуется в сознательной деятельности общества и государства и является одной из основ культурной и языковой политики. Защитный ресурс языка слагается из таких компонентов его внешней системы, как сохранение среды обитания его носителей и традиционного образа жизни, религии и историко-культурных феноменов. С другой стороны, функции защиты языка  выполняют акции культурно-языковой политики государства (законы о языках, преподавание, свобода выбора языка воспитания и т.п.).

Производственная базовая потребность языка обеспечивается продукцией текстов на этом языке. Те общественно-типизированные формы использования языка, которые оказываются функционально не нагруженными в том или ином языке (на эвенкийском, например, нет научно-технических текстов, а на орочском отсутствуют даже литературно-художественные), компенсируются в процессах языкового существования носителей за счет двуязычия.

Информационная базовая потребность языка призвана обеспечить его приспособленность ко вновь добываемому знанию и соответствует его когнитивной функции.

Построенная по результатам анализа внешних систем языков коренных народов РФ стратификационная таблица воссоздает динамику языкового существования этносов России и фиксирует семь типов внешних систем, отражающих  единый процесс этнолингвосоциогенеза, который характеризуется соотношением следующих параметров: язык – число носителей – пять базовых потребностей – наполнение и последовательное наращивание показателей каждой базовой потребности.